с. Знаменка | История храма | Храм Воскресения Христова п. Жигалово

с. Знаменка

Церковь Богоявления Господня (1731г.)

Вторая церковь в селе Знаменка, построенная рядом с Илгинским острогом, называлась Богоявленская. Она была сооружена старанием прихожан в 1731 году и сохранялась до XX века. Возвели ее вместо одноименной и сгоревшей церкви, построенной, вероятно, в начале XVIII века. Богоявленская церковь была деревянная летняя (холодная) и имела два престола: главный южный — в честь Богоявления Господня и придельный северный - в честь Рождества Предтечи и Крестителя Иоанна.

Сохранился любопытный документ, в котором передано трепетное отношение прихожан к своему храму. В 1822 году во время всенощной службы от удара молнии он загорелся. Пожар тут же начали заливать водой, но, несмотря на неимоверные усилия людей, огонь не утихал тогда вместо но ды принесли квас и молоко и, залили ими весь храм, погасили пламя. При ремонте в середине XIX века облик постройки несколько изменился, но сохранился рисунок храма, запечатлевший первоначальный облик.

Богоявленская церковь была одной из самых известных в Иркутской епархии. Ее выдающиеся архитектурные достоинства были отмечены еще в начале XX века исследователями русской архитектуры И.Э. Грабарем и В.В.Сусловым; “церковь по своим размерам, стройным пропорциям, силуэту и характерным формам представляет собой один из интереснейших памятников русского деревянного зодчества вообще”. В 1915 году храм посетил и затем очень подробно описал известный иркутский исследователь и любитель старины И.И. Серебренников.

В 1925 году постановлением Иркутского губисполкома Богоявленская церковь была рекомендована к взятию под государственную охрану как памятник архитектуры. Но по приказу невежественных местных руководителей церковь разобрали в 1932 году. Часть ее удивительно крепких бревен использовали при строительстве Жигаловского райисполкома, остальной материал пошел на дрова.

В основе композиции - вертикаль храма с крупным двухсветным четве¬риком на подклете, завершенным широким восьмериком с высоким крупным шатром. На углах четверика располагались четыре небольших купола с маленькими главками (позже форма их была изменена). С востока две соединенные пятигранные апсиды. Каждая была перекрыта бочкой с главкой, в торцах бочек иконы. С западной стороны - по высоте равная алтарю трапезная с папертью, устроенной на выпусках бревен, и крыльцом с живописным бочечным покрытием. Под всей церковью был сделан хозяйственный подклет, освещенный небольшими окнами, - в нем хранилась старая церковная утварь. Вдоль южной стены храма была открытая галерея, огороженная балясником, утраченная во время последующих ремонтов. С западной и северной сторон церковь огибала широкая крытая галерея, также впоследствии разобранная.

Церковь имела небольшие оконные проемы в два света (судя по рисунку - со слюдяными оконницами). Перемычки окон в храме и алтаре были луч¬ковыми, что совсем не характерно для того времени. Стены, рубленные из бревен с остатком, впоследствии были обшиты.

Судя по старинному чертежу, четверик храма был сложен из сорока венцов бревен, то есть имел около 12-14 метров в высоту. Археологическая комиссия в начале XX века подтвердила крупные размеры постройки, значительно превосходившей все известные деревянные церкви Иркутской епархии - высота ее достигала 18 саженей (более 38 метров). При этом необходимо отметить, что ко времени замеров церковь значительно просела и вход в подклет был затруднен. Таким образом, первоначальная высота храма, вероятно, достигала 40 метров.

Уникальны были архаичные интерьеры церкви. В трапезной два ряда фигурных столбов поддерживали плоское перекрытие. Вдоль столбов размещались широкие лавки. В храме был установлен пятиярусный иконостас с иконами на расписных тяблах, в нижнем ярусе резной. Стены внутри храма были покрыты священными изображениями, написанными на полотне, вероятно, в начале XIX века. С западной стороны на середине высоты храма были устроены хоры, на которые вела крутая лестница.

В архитектуре Богоявленской церкви соединились особенности, выработанные храмовым зодчеством XVII—XVIII веков, и вместе с тем это был уникальный памятник, обладавший рядом своеобразных элементов. В целом это был один из наиболее ярких памятников деревянной народной архитектуры Сибири.

 

 

 

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы (1862- 1864гг.)

Селение образовалось на месте древнего Ялтинского острога, построенного русскими казаками на левом берегу р. Илги и середине XVII пека. Точная дата основания острога неизвестна, но первые документы о нем относятся к 1664 году. Острог был прямоугольным со сторонами 30 и 22 саженей. В стенах его располагались 3 амбара, колокольня и проезжая башня. О церковном здании и остроге впервые упоминается и передаточной описи 1706 года «Илгинской острожек з башнею, а в нем церковь Божия».

Из благословенной грамоты Тобольского митрополита Антония ясно, что церковь эта была деревянная, именовалась Знаменской и имела придел Николая Чудотворца. В 1730 она сгорела, и вместо нее была построена новая того же наименования. В 1731 в ведение Иркутской епархии были переданы церкви бывшего Илимского заказа, и в числе прочих названа другая церковь Илгинского острога - во имя Богоявления. А в описи острога, относящейся к 1744 году, упомянуты уже две церкви: “В нем церковь Знамения Пресвятые Богородицы, деревянная. За острогом церковь Богоявления Господня”. Предполагается, что Знаменская церковь, находящаяся в стенах острога, была построена еще в XVII веке, раньше Богоявленской, и дала одноименное название поселению.

Народное предание, записанное в XIX веке, повествует, что здесь последовательно возвели четыре Знаменские церкви. Первая церковь и сменившая ее вторая стояли на одном и том же месте на горе. Вероятно, именно здесь размещался острог. Впоследствии на этом месте была сооружена часовня, не дошедшая до наших дней.

Третья по времени построения Знаменская церковь располагалась уже рядом с существовавшей тогда Богоявленской церковью, колокольней и богадельней. Все постройки были огорожены общей оградой из балясин. Этот редкий для Сибири храмовый комплекс запечатлён на плане, составленном в первой трети XIX века И. Кожевиным, коллежским регистратором Императорской Академии. Знаменская церковь размещалась с восточной стороны. Чертёж довольно подробно передает планировку церкви, построенной в традициях XVIII века – с трапезной шире храма, и галереей, огибающей церковь с запада и севера. Кроме того, на плане хорошо виден двухчастный алтарь – архаичный приём культового зодчества.

Последняя четвёртая Знаменская церковь была возведена в 1862-1864 на средства прихожан. Значительные пожертвования внёс крестьянин А. Стрелов, за что получил особое благословение Синода. Кроме того, верхоленский купец 2-ой гильдии М.И. Серебренников устроил на свои средства иконостас. Проект церкви был составлен неким Жаровым на основе образцовых проектов. Заложили её 24 мая 1862, а 9 и 10 ноября 1864 освятили два престола: один – во имя Знамения Пресвятой Богородицы, второй – во имя Николая Чудотворца. В 1910-е годы приход церкви насчитывал 3028 человек.

Церковь была одноэтажная и одноглавая. Высокий кубический храм дополнялся более низкими прямоугольными выступами алтаря и притвора под двухскатным кровлям по фронтонам. Храм завершала четырёхскатная кровля, в которую врезались небольшие щипцовые фронтоны по всем фасадам. Венчала постройку небольшая главка на восьмигранной шейке.

В скромных симметричных фасадах прослеживалось влияние классицизма. Стены были обшиты досками с последующей окраской, углы их были акцентированы лопатками. Рамочные наличники с двухстворчатыми ставнями завершались горизонтальными сандриками.

Недалеко от церкви стояла высокая колокольня, построенная ещё в 1731 году. Её массивный восьмигранный сруб покоился на четвериковом основании. Венчал её купол со шпилем.

В годы советской власти церковь закрыли и устроили в ней среднюю школу. В настоящее время здание перенесли, при этом его значительно перестроили для спортивной школы.